Личный опыт ЗАЗ 968

Переезд автомобиля в Запорожье

Производство было перенесено на «Коммунар» в Запорожье. Также было решено использовать другой двигатель – «НАМИ-Г». Разработчики имели резонные возражения по этому поводу: для охлаждения в «НАМИ-Г» применялся осевой вентилятор, использующий встречные потоки воздуха, следовательно, такой двигатель мог использоваться только в передней части автомобиля. Все дело в том, что «НАМИ-Г» был полностью подготовлен к массовому выпуску. Вот только происхождение он имел совсем не гражданское – разработку вели специалисты военной промышленности. В связи с этим гражданское использование этого мотора доставляло много неудобств. Пожалуй, одним из главных являлся высокий шумовой уровень, на который не накладывалось никаких ограничений. За основу для «НАМИ-Г» был взят двигатель вездехода «BMW».

Таким образом, конструкторы приступили к разработке конечного варианта автомобиля. Новый двигатель официально назывался «МеМЗ965″ и по размерам был немного больше, чем те, которые использовались раньше. Из-за этого «МеМЗ965″ по высоте не подходил к моторному отсеку «запорожца», что послужило причиной для изменения заднего оформления автомобиля: капот сделали выпуклым, немного изменили крылья. Испытания выявили несовместимость мотора с коробкой передач, т.к. последняя рассчитывалась для двигателя с большим числом оборотов.

Время поджимало. Конструкторы решили взять коробку для «МеМЗ965″, разработанную для военных целей, и немного ее переделать. Изменения коснулись также кузовной конструкции и конструкции задней подвески. Был изменен и механизм выбора передачи. Для работы над усовершенствованием «запорожца» были приглашены разработчики военной десантируемой амфибии, которая легла в его основу. Видимо отсюда и легендарная проходимость «запорожца». Наконец-то автомобиль был готов.

Выход «запорожца» в свет

Официально автомобиль был назван «ЗАЗ-965». По устоявшемуся обычаю «запорожца» отправили на «смотр» в Кремль. Это произошло в середине июля 1960 года. На новой машине проехался сам Никита Сергеевич Хрущев, который и был инициатором ее создания. Хрущеву новинка понравилась, он счел ее прекрасным подарком советским людям. Установленная цена на автомобиль равнялась 18 тысячам рублей.

Первая партия «запорожцев» была готова к концу ноября 1960 года и сразу же поступила на советский рынок. Недостатки нового автомобиля оказались очевидными. Во-первых, маленький по объему багажник был очень неудобен. Во-вторых, машина плохо разгонялась. В-третьих, в летнее время двигатель сильно перегревался, а зимой, наоборот, с трудом запускался. Кроме прочего, салон был тесным, двери – устаревшие, при этом еще и открывающиеся во время движения, что несло очевидный риск для жизни, т.к. машина теряла управление. Все это побудило конструкторов приступить к усовершенствованию модели. Она получила название «ЗАЗ-966». Уже к ноябрю 1961 года модель была готова и продемонстрирована на ВДНХ.

Закат «запорожца»

Однако серийное производство «ЗАЗ-966» началось лишь к 1967 году и шло медленными темпами. Стотысячный рубеж был преодолен только в 1973 году. Причин сложившейся ситуации было несколько. С одной стороны, огромные ресурсы шли на производство «ВАЗа». С другой – не последнюю роль сыграла отставка Хрущева. Брежневу, официально одобрившему «запорожца», машина, скорее всего, не понравилась. Новый руководитель СССР был заядлым автолюбителем и, видимо, предпочитал более удобные и быстрые машины. Как бы там ни было, производству «запорожца» он уделял не слишком много внимания.

На этом закончилась еще одна авантюра Хрущева, а «запорожец» остался…

Опубликовано: 23.03.11 в категории:
Автолегенды | tags: ЗАЗ, СССР

Читайте другие интересные материалы:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector