Срок хранения моторного масла и можно ли использовать просроченное моторное масло

Содержание:

От чего зависит срок годности моторного масла

На фото — моторное масло, на срок годности которого влияет плотность и удельный вес

Критерии, по которым определяют сроки годности масла, в основном должны влиять на способность смазки сохранять свои качества с течением времени. Об этих качествах нельзя не упомянуть, если речь идет о сроках годности. В первую очередь это удельный вес и плотность.

Все масла классифицируются по вязкости, которая обозначена на этикетке (SAE). Удельный вес — исключительно лабораторное понятие, а в реальной жизни им пользуются редко, но плотность жестко связана с вязкостью масла. Температура застывания масла — еще один важнейший параметр, а мы определяем его, как зимнее и летнее масло, но в условиях лаборатории этот параметр тоже имеет несколько другой смысл. Зольность автомобильных масел показывает количество в их составе горючей золы и этот показатель может меняться при неправильных условиях хранения. Моющие и антикоррозионные присадки, а также антиокислительные добавки могут не менять своих качеств на протяжении всего срока хранения, если масло не работает в двигателе. Если говорить о складском хранении смазывающих нефтепродуктов, то базовыми показателями при хранении масел остаются следующие:

Температура хранения

Высокие температуры, выше 40°С, а также низкие, ниже 18-20°C, более всего влияют на стабильность состава масел. Как тепло, так и холод при критических значениях могут вывести масло из строя довольно быстро. При высоких температурах масло быстро окисляется, образуется осадок, меняется вязкость. При низких — быстро образуются парафиновые отложения. А нулевой порог температур – это прямой путь к образованию конденсата внутри упаковки. Следовательно, большинство производителей хранят свои масла при температуре от 0 до +20°C.

Видеоинформация о выборе моторного масла

Свет и солнечные лучи

Под воздействием света и солнечных лучей моторное масло теряет прозрачность, есть вероятность выпадения осадка, изменения цвета, поэтому хранить материал нужно в оригинальной заводской упаковке — в пластиковой или металлической таре.

Влага

Вода, вступая в реакцию с химическими элементами моторного масла, образует нерастворимые частицы и это процесс необратимый. Также есть большая вероятность образования микроорганизмов и бактерий в водно-масляной среде. Это влияет на зольность моторного масла и образование горючей золы в процессе работы, что приводит к сокращению рабочего ресурса смазки.

Механическое загрязнение

Моторное масло нельзя хранить открытым. Нет никакой гарантии, что взвешенные в воздухе кремниевые микрочастицы не попадут в масло и не образуют абразивную взвесь. Хранится масло только в плотно закрытой таре.

Естественные атмосферные загрязнения

Окружающий воздух содержит кислород и углеводород. Вступая в реакцию со смазочными материалами, они приводят к изменению паспортных вязкости и консистенции. В большей мере это относится к минеральным маслам, чем к синтетическим, но и те, и другие должны храниться в плотно закрытой таре.

Минеральные масла должны храниться в плотно закрытой таре во избежание изменения эксплуатационных качеств

Срок хранения масла также непосредственно зависит от двигателя, в котором оно будет работать. Несмотря на идеальные условия хранения, масло, простоявшее несколько лет, может быть непригодно для некоторых типов новых двигателей. Некоторые производители дают четкие рекомендации, к примеру, Лукойл и Кастрол (Castrol) прямо говорят о нежелательном использовании старых типов масел для новых двигателей, поскольку условия работы масла меняются и гарантировать рабочий ресурс смазки в этом случае довольно проблематично.

Советы по хранению моторных масел

Моторные масла должны храниться:

  1. В диапазоне температур 18 °C – 40 °C. За его пределами теряется стабильность состава.
  2. В затемненном месте — на свету масло мутнеет, часть присадок может перейти в твердые отложения.
  3. В помещении с влажностью не более 70 %. Водяные пары могут проникать через пробку, что неизбежно приводит к образованию нерастворимых частичек, а удалить воду из масла невозможно.
  4. Вдали от грязи и пыли. Их попадание в смазку приводит к образованию абразивной пасты, не только не смазывающей детали двигателя, а наносящей им вред.
  5. В плотно закрытой таре — как уже говорилось выше, при контакте с воздухом происходит окисление.

Лучшим местом для хранения считаются помещения с относительно постоянной умеренной температурой и влажностью, в домашних условиях это может быть кладовая.

Сколько хранятся разные виды масла

Сроки хранения машинного топлива обусловлены некоторыми факторами:

  • Окружающая атмосфера;
  • Дата изготовления;
  • Химический состав.

Нужно отметить, что по химическому составу такое масло подразделяют на следующие виды:

  • Минеральное. Синтезировано из качественной нефти, на минеральной основе. Обладает повышенной вязкостью. Необходимо часто заменять.
  • Синтетическое. Продукт первичной нефтепереработки, хорошие эксплуатационные характеристики и превосходная текучесть.
  • Полусинтетическое. Обогащено синтетическими присадками до 50 %, то есть содержит минеральные и синтетические вещества в соответствующих пропорциях.

Все эти виды моторного масла имеют свою специфику и строго запрещено смешивать их между собой. Можно ожидать непредсказуемую химическую реакцию компонентов.

Влияние внешней среды

Под влиянием негативных факторов меняются химические свойства такого продукта, и это сказывается на его качестве, и результат – его непригодность. На сохранность масла значительное влияние оказывают окружающие условия (сырость, температура, загрязнения воздуха). Не соблюдение этих условий приводит к необратимым процессам окисления. Кислород и углерод из окружающей атмосферы способны изменить эксплуатационные характеристики топливных жидкостей, и поэтому необходимое условие сохранности – это плотно закрытая тара.

Температурный режим

Резкие температурные перепады в помещениях отрицательно влияют на качественное состояние всех горюче-смазочных материалов. Соблюдение относительно умеренных температурных режимов лучше всего сказывается на рабочих характеристиках. Но если продукт находится на открытых площадках, то он должен быть защищён от дождя, снега, солнечных лучей и других явлений

Также важно соблюдать все температурные требования производителя

Моторное масло будет пригодно для использования в течение 5-ти лет, если созданы для него благоприятные места и условия для хранения. Фото: detali52.ulcraft.com

Чистая химия

Когда хранение масла происходит в канистре, оно фактически не используется и не подергается каким-либо нагрузкам. Под нагрузками подразумевается постоянное взаимодействие с металлом, осуществление его смазки, подверженность нагреву и постепенному горению. При хранении такого не может происходить априори, поскольку упаковка не допускает никакого взаимодействия масла с окружающей средой.

Что происходит, когда масло заливается в двигатель и начинает активно использоваться при его работе? Во-первых, мгновенно активируются все присадки, которые попадают в мотор со смазкой.

К примеру, антикоррозийные присадки работают таким образом, что находят очаги коррозии и концентрируются около них. При сливе масла из картера двигателя при подготовке его к длительному хранению эти присадки никуда не деваются и продолжают выполнять свою задачу. Другие присадки активируются лишь тогда, когда механизмы двигателя активны. Они позволяют корректировать густоту смазки по ходу прогрева и остывания мотора и оказываются очень полезными в вопросах расхода масла от замены до замены.

Какой срок работы такого масла и чем он ограничивается? Во-первых, есть определенный интервал километража, который строго определен различными стандартами. По истечении этого километража обычно присадки теряют свои свойства, хотя и продолжают присутствовать в составе смазки. Кроме того, при постоянных нагревах и трении маслу свойственно выделять осадок, из-за чего может произойти засорение системы смазки.

Даже тот факт, что мотор эксплуатировался бережно, не мешает образованию металлической стружки при трении деталей. Стружка может слиться только вместе со старым маслом, поэтому его необходимо заменять как можно чаще, если режим эксплуатации действительно экстремальный.

Типы масел

О том, какое именно масло подходит для того или иного двигателя, говорится в руководстве по эксплуатации автомобиля. Различают:

  • минеральные;
  • синтетические;
  • полусинтетические составы.

Отношение к одной из трех категорий определяется основой — базовым маслом. Его не используют в чистом виде — для эффективного уменьшения трения движущихся частей дополняют присадками. Сведения об основе указывается на канистре. Если такой информации нет, то, скорее всего, она минеральная.

ГОСТ 17479.1-85 делит моторные масла по их основному показателю — вязкости на три класса:

  • зимние,
  • летние,
  • всесезонные.

Чем больше цифровое значение по ГОСТу, тем выше вязкость.

Особенности хранения масел с присадками

О присадках можно сказать следующее: они увеличивают эксплуатационные свойства, но сокращают период хранения (чем присадок больше, тем период хранения короче). Нерастворимые, сложные по молекулярному составу вещества находятся во взвешенном состоянии внутри смазочной жидкости и с течением времени опускаются на дно в виде твердого осадка. В результате плотность и вязкость состава увеличивается внизу, и уменьшается вверху.

Продукт со значительным количеством дополнительных компонентов рекомендуется приобретать в объемах, необходимых для разового применения, и не хранить

При покупке следует уделить внимание дате изготовления — оптимальный период с момента производства составляет 1,5 – 2 года. Если масло с присадками (и любое другое масло тоже) все же хранилось, перед использованием следует провести его проверку на пригодность

Какой срок годности установлен для трансмиссионного масла

От качества данного продукта напрямую зависит долговечность защищаемых им узлов. Выше мы уже отмечали, что у трансмиссионного масла есть определенный срок годности. Все дело в том, что со временем продукт все равно утрачивает свои защитные свойства. Значит, хранить его бесконечно долго нельзя. Если говорить в целом, то производители сами устанавливают срок годности на свою продукцию. Как правило, он составляет от 3 до 5 лет.

Однако в данном случае нужно обязательно сделать одно уточнение. Приведенные выше цифры будут актуальны лишь в том случае, если заводская упаковка не была вскрыта. Срок годности распечатанного продукта более короткий. Впрочем, здесь многое зависит и от условий хранения. Создав надлежащие условия, вы можете держать продукт примерно столько времени, сколько указано производителем на упаковке

На эти цифры желательно обратить внимание еще при покупке. Не стоит брать продукт, срок годности которого вот-вот завершиться, ведь сегодня выбор такой продукции очень широкий

Соответственно, с подборов качественного товара не возникнет никаких проблем.

Уже открытое трансмиссионное масло не нужно переливать в какую-то другую емкость. Заводская тара в данном случае является идеальным вариантом. Просто подберите для канистры место, куда не попадают прямые солнечные лучи. Из-за их воздействия срок годности продукта существенно сокращается. Поэтому рекомендуется подобрать какой-то уголок потемнее. Также не забудьте плотно закрыть емкость. Масло, постоянно контактируя с воздухом, достаточно быстро придет в негодность. Заливать такой продукт в трансмиссию нежелательно, поскольку он вряд ли обеспечит должную защиту узлов.

Хранить данный продукт рекомендуется в месте с постоянной температурой. Желательно, чтобы она не превышала +20 °С. Естественно, металлический гараж в летнюю жару или зимние морозы – это не самый оптимальный вариант. Если вы хотите, чтобы продукт сохранил свои качества как можно дольше, обязательно подберите ему место с соответствующими условиями.

Некоторые автомобилисты, найдя в гараже уже просроченное масло, пытаются реанимировать продукт с помощью присадок. На самом деле такая экономия обернется в итоге солидными финансовыми потерями. Присадки не помогут восстановить первоначальные качества масла. Более того, их добавление в просроченный продукт обернется изменением состава масла. Понятно, что такое средство не сможет нормально защитить узлы трансмиссии. Более того, в данном случае существенно возрастает риск поломки как раз из-за добавления просроченного масла с присадками. Поэтому лучше не рисковать работоспособностью дорогих узлов. Тем более что новое масло обойдется вам гораздо дешевле по сравнению со стоимостью ремонта.

Также следует отметить один важный момент. Среди автомобилистов популярно мнение, согласно которому изменение цвета трансмиссионного масла – это верный признак испорченности продукта. На самом деле все не так категорично. Хранящийся в течение определенного времени продукт (в пределах срока годности) действительно может изменить цвет. Также допустимо появление и стороннего запаха. Однако зачастую данные факторы никак не сказываются на качестве продукта. Такое масло вполне можно заливать в трансмиссию, не опасаясь негативных последствий. Правда, перед этим рекомендуется провести осмотр. Налейте в прозрачную емкость небольшое количество масла. Если вы заметили, что продукт стал мутным, или же там появился кристаллический осадок, значит, он действительно испортился. Отсутствие данных признаков говорит о том, что продукт еще можно применять. Впрочем, если у вас есть сомнения относительно качества масла, лучше пойти в магазин и купить новую канистру.

Выше мы уже отмечали, что производители устанавливают определенный срок годности – до 5 лет. Однако это вовсе не означает, что после этого обязательно нужно менять масло в трансмиссии своего автомобиля. Ведь хранение в канистре и работа внутри системы – это совершенно разные условия. Замена масла в первую очередь зависит от условий, в которых эксплуатируется автомобиль

Также важное значение имеет и пробег. Специалисты рекомендуют менять трансмиссионное масло через каждые 70 тысяч

Если же автомобиль эксплуатируется в экстремальных для него условиях – жара, сильные морозы и так далее, то такую замену следует проводить гораздо чаще. Рекомендуемый пробег в данном случае – 25 тысяч километров. Причем с этим желательно не затягивать. Впрочем, у многих производителей есть собственные рекомендации по данному вопросу. Как раз на них и нужно ориентироваться в первую очередь.

Срок годности моторного масла

Как долго хранятся жидкости для двигателей автотранспорта

Совсем недавно период годности смазывающих материалов составлял 5 лет. Но сегодня этот порог заметно снизился. Этому способствовали ведущие компании, например, Шелл и Эссо. Их гарантия на производимую продукцию составляет 3 календарных года. Основанием для этого послужило несколько аспектов:

Продолжительность и условия сохранения элемента

По прошествии пяти лет пакет присадок, добавляемых в масляный раствор, будет осаждаться. Осадок образовывается, даже если соблюдены все условия хранения. В результате качественные показатели снизятся, и моторное масло превратится во вредное вещество.

Конструкционные и технические особенности

С течением продолжительного периода времени произойдет трансформация конструкционных узлов двигателя, порядка эксплуатирования и изменение требований производителя к смазывающему компоненту. Другими словами, за пятилетний период масло для двигательной системы автомобиля просто устаревает.

Химическое строение и природа элемента

Синтетическая база моторного масла способна выдержать долгий срок хранения, так как основа нейтральна к воздействию внешних факторов. У минерального состава срок хранения значительно ниже, чем у синтетического. Даже трехлетний период – необычайно много для этого вида смазочного материала.

Интересен факт, что определить время производства на таре расходного компонента не всегда представляется возможным. Если канистра из металла, то срок годности и изготовления указываются на боковой стороне упаковки. Например, изготовитель Esso печатает время выпуска на серийном номере. Это вторая цифра. Соответственно, если производитель указал серийный номер в виде H6C3792, то это означает, что временем выпуска смазочной жидкости считается 2016 год. Календарный месяц не печатается на упаковке. Если это смазка Шелл, то вся необходимая информация о производстве указывается на тыльной части тары под кодом. Определить период годности не составит труда.

Как хранить моторное масло

Для сохранности синтетики в подобающем виде следует придерживаться нескольких несложных рекомендаций:

  • В период хранения моторного масла упаковка должна быть герметично запечатана. Этот фактор убережет продукт от нежелательной химической реакции с окружающей средой.
  • Следует избегать попадания прямых лучей солнца на упаковку.
  • Зона хранения должна обладать хорошей циркуляцией воздуха.
  • Недопустимы резкие скачки температуры. Оптимальная температура хранения – 20 градусов по Цельсию.
  • Состав нужно оберегать от внешних вибрационных потоков, так как возможно его расслаивание на фракционные компоненты.

На больших заводах по производству моторных масел смазка хранится в больших резервуарах. Распределение по канистрам происходит исключительно перед поставкой в торговую точку. В случае если необходимо открыть упаковку и слить незначительный объем масла в другой резервуар, то срок годности продукции моментально снизится. Это обуславливается тем, что вместе с масляным компонентом в емкость попадут кислород и влага, которые активизируют реакции разложения. Переливку смазочной жидкости следует осуществлять в чистый и просушенный резервуар, произведенный из аналогичного материала.

Стоит отметить, что моторное масло не рекомендуется хранить в гаражах, так как в этом помещении постоянно возникают резкие температурные перепады. Оптимальный вариант выхода из ситуации – не стоит приобретать моторную техническую жидкость про запас, даже если стоимость ее очень привлекательна. Лучше покупать непосредственно перед заливкой, внимательно изучив дату изготовления.

Что делать, когда срок годности истек

Ответ на этот вопрос однозначный: отказаться от использования. Просроченный продукт — вещество, потерявшее необходимые для поддержания нормальной работы двигателя свойства. Его применение становится причиной ускоренного износа конструктивных элементов. И даже, если какой-то процент смазки будет присутствовать, появляющийся в процессе работы интенсивный осадок становятся источником загрязнения смазочной системы, появления нагара.

Существует мнение, что моторную жидкость с истекшим сроком годности можно «оживить» добавлением присадок. Такая реанимация может привести к несоответствию показателя вязкости характеристикам мотора, изменению смазочных свойств после длительного хранения в худшую сторону.

Даже если отданы приличные деньги (от 2,5 тысяч рублей за 5 литров), лучше отказаться от применения— ремонт двигателя обойдется гораздо дороже канистры новой смазки.

Подбор моторного масла

Требования,
которые предъявляются моторным маслам – это соответствие международным
стандартам. Еще они должны отвечать нуждам производителей автомобилей разных
фирм. Ведь все двигатели устроены по-разному, и поэтому технические
характеристики моторного масла должны быть подогнаны под индивидуальные
потребности мотора данной марки.

Только
профессионалы, работающие над созданием двигателей, способны определить, какие
присадки необходимо ввести в производство масел для той или иной модели.

Присадки,
представляющие собой различные химические вещества, требуются для того, чтобы
увеличить качество смазки и другие положительные характеристики технических
масел: срок эксплуатации, температуру закипания и т.д. Требуется несколько
видов таких присадок. Одни для нормализации уровня вязкости, другие для придания
устойчивости к высокой температуре или очищения от нагара.

В зависимости от химического состава моторные
жидкости бывают нескольких видов:

  • Минеральные основы. Минеральное моторное масло
    получается в процессе нефтепереработки. Натуральный состав с минеральными добавками
    меняет консистенцию, при нагревании становясь более жидким, а при охлаждении
    густея. Минеральный технический состав не сможет помочь в запуске двигателя при
    температуре ниже 25 градусов мороза. Однако, минеральная жидкость дешевле всех
    остальных.
  • Синтетические. Синтетическое масло синтезируют
    химическим путем. Синтетика отличается от минеральных основ тем, что не
    изменяет свои свойства и находится в одном виде и при очень высокой
    температуре, и при довольно низкой. Стабильность в любом температурном режиме –
    достоинство синтетического аналога.
  • Полусинтетические. Такое масло является золотой
    серединой: имея достаточно доступную цену, оно намного лучше по качественным
    свойствам, чем минеральные виды. Например, они намного более устойчивы к
    нестандартным температурам. Полусинтетический вид жидкости прекрасно подойдет
    для использования в двигателях автомобилей с пробегом от 100 до 500 тысяч километров. Этот
    вид моторной жидкости получают смешиванием минерального и синтетического видов,
    пропорции разные, в основном, от 50:50 или 70:30.

Зная, при
каких температурных условиях будет работать ваш двигатель, соответственно делайте
подбор моторного масла.

Какой срок годности моторного масла в канистре

Если в комнате, где находится масло, температура воздуха составляет около +23 °С, то технологическое, трансмиссионное, синтетическое, полусинтетическое и минеральное масло может сохранять свое качество и свойство на протяжении трех лет. Гидравлическое масло, как и компрессионное, в подобных условиях способно сохранять свои химические свойства порядка двух лет. На протяжении пяти лет с момента изготовления масла на заводе оно имеет и сохраняет свои характеристики, по истечении этого времени, оно становится опасностью для двигателей при дальнейшем его использовании. Боковая поверхность канистры содержит этикетку, где указаны число месяц и год с того момента, когда масло изготовил завод.

Для того чтобы масло дольше сохраняло свои свойства и не портилось, его рекомендуют сохранять в помещении с оптимальными влажными и температурными условиями, при этом температура окружающей среды не должна превышать шестидесяти градусов. Никогда и ни при каких обстоятельствах не замораживайте моторные масла и не держите их в холодильнике. Помните простое правило: температура окружающей среды в период хранения масла не должна быть ниже, чем температура, при которой масло застывает.

Понять, что масло испортилось и его уже нельзя использовать, достаточно легко, важно всего лишь проверить наличие в нем твердого тела, а также можно определить по цвету (стало темнеть, появился мутный осадок и так далее), что проявляется при попадании в масло плесени либо других грибков. Самое важное, что необходимо учитывать при работе с маслом – это правильность того, как оно у вас хранится

Итак, что же делать, чтобы моторное масло не портилось, и долгие годы не теряло своих свойств?

Самое важное, что необходимо учитывать при работе с маслом – это правильность того, как оно у вас хранится. Итак, что же делать, чтобы моторное масло не портилось, и долгие годы не теряло своих свойств?

  1. Ни в коем случае не допускайте попадания прямых солнечных лучей в открытую канистру, держите ее закрытой или запечатанной, можете горлышко накрыть кусочком фольги.
  2. Помещение, где хранится масло, должно хорошо и часто проветриваться свежим воздухом.
  3. Срок годности моторного масла уменьшается при постоянных резких скачках температуры и усиленной (либо же, наоборот, недостатке) влажности.

Разумеется, что смазочный материал с годовым сроком хранения для новых и современных двигателей не рекомендуют использовать. Если ваше авто старой марки, а масло ждет своей очереди уже более трех лет, то обязательно внимательно прочтите и изучите рекомендации и свойства на этикетке, оно должно соответствовать всем нормам и стандартам.

Разделяя масла на технические характеристики, можно утверждать, что их срок хранения составляет от трех до пяти лет, но не забывайте, что для новых двигателей они могут не подойти по составу или характеристикам.

При выборе моторного масла для своего автомобиля обязательно читайте рекомендации, инструкции и свойства смазочного материала, чтобы не навредить своему транспортному средству.

Классификация, виды

На то, какой степенью вязкости обладает элемент для раздаточной мех. коробки МКПП, оказывают влияние присадки и добавки, которые имеют место в основе. Минеральное масло желтое – одна из наиболее известных жидкостей, которая обеспечивает создание прочной пленки даже в случае с высоким уровнем давления. Кроме того, минеральное масло обладает доступной ценой. Но трансмиссионное масло отличается большой сложностью производства, что не может не отражаться на его стоимостном показателе, в результате чего оно является наиболее дорогостоящим продуктом

Если нет желания тратить большое количество денег и жертвовать качеством, рекомендуется обратить внимание на «золотую середину» – полусинтетические продукты

Трансмиссионное масло имеет несколько особенностей классификации, зависящих от уровня вязкости. В целом выделяется несколько условных рядов в рамках классификационного параметра SAE. Так, для зимнего ряда это варианты 70W, 80W, 75W, 85W. Для летнего ряда изделий характерны такие виды, как 80, 85, 90, 140, 250. Деление по разновидностям имеет некоторую зависимость от строения агрегатов раздаточной трансмиссии разных изготовителей. Например, этот фактор имеет зависимость от степени рабочей температуры, а также можно выделить некоторые составы, обеспечивающие надежную степень защиты. Так, масло в коробку обладает рядом параметров, но это не все варианты его классификации.

Если рассматривать последние изменения и дополнения, которые были внесены в редакцию по классификации уровня вязкости, то можно отметить: есть буква W, предполагающая применение продукта летом или зимой. Также может встречаться комбинация данных значений. Масло для коробки передач в последнее время должно иметь соответствие маркировке, что заставляет изготовителей делать более точное определение уровня свойств той или иной жидкости. Рассматривая особенности маркировки, которые имеет масло в коробке передач, более детально, это можно заметить.

Расшифровка, или что означают буквы и цифры:

  • SAE 80 – применяется для летнего использования.
  • SAE80W-80 – предполагает всесезонный вариант применения.

Масло в КПП может иметь несколько видов, классификаций и маркировок, все они означают определенные параметры. Исходя из особенностей эксплуатации авто пользователь должен сделать правильный выбор рабочей жидкости.

Маркировка трансмиссионных масел – это классификационные показатели в рамках выполнения тех или иных функций.

Рассматриваемая жидкость не имеет единых условий и особенностей классификации по таким параметрам, как температура работы, срок годности, условия и срок хранения и так далее. Поэтому всемирно используемый вариант – схема API, которая охватывает масла для ручной МКПП. На ее основании все жидкости для раздаточной мех. коробки подразделяются на 5 групп по качествам и классам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *